Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Активно развивает проект: Виртуальный мир университетов Санкт-Петербурга (руководитель д.т.н., профессор Никитин А.В.)
Особенность проекта - применение технологии виртуальных миров (ВМ), обеспечивающей глубокое погружение человека в определенную среду и взаимодействие с объектами этой среды с использованием различных его характеристик - физических, психофизиологических и др., адекватных его повседневной жизни и деятельности или существенно расширяющих их.
Ценность технологии - активное использование сенсорики и моторики человека, целостное сенсорное восприятие материала, непосредственное формирование опыта, в т.ч. при совместной работе.
Высококачественные ВМ-приложения реального времени (тренажеры - авиа, авто, диспетчерские и др., обучающие и развлекательные системы и т.п.) реализуются на инструментарии мировых лидеров в этой области - фирм MultiGen-Paradigm, Sense8, Virtools и др. Некоторые примеры подобных приложений будут продемонстрированы одним из участников проекта - СПбГУАП.
Реализация проекта базируется на более дешевых и простых в освоении и эксплуатации перспективных технологиях Web3D, в частности VRML/X3D. Основные недостатки - менее качественные и реактивные приложения, трудности в организации мультимодального интерфейса и настройке браузера для конечного пользователя - не мешают успешно использовать их в образовании, науке, культуре и т.п.

Виртуальный мир в проекте имеет следующие базовые характеристики:
  • VRML/X3D-мир (в перспективе - MPEG-4).
  • Пользовательский интерфейс:
Уровень погружения Трехмерный аудиовизуальный мир с шестью степенями свободы Экран стандартного монитора (или проектора)
Вид интерактивности Передвижение в трехмерном мире, взаимодействие с объектами, реагирование на воздействия Клавиатура и мышь
  • Гипер- и мультимедийность.
  • Одно- и многопользовательский доступ при локальном и распределенном исполнении.
  • Доставка материала пользователю - компакт-диск, телекоммуникации или смешанная.
  • Возможность заселения персонажами (аватарами).
  • Платформа поддержки - Intel/Pentium; Windows 98 и выше; Internet/Intranet.
При создании виртуальных миров, учитывая достигнутый уровень технологии и имеющиеся ресурсы, можно начинать с базового уровня погружения и интерактивности с постепенным их увеличением за счет усовершенствования моделей и подключения устройств типа персонального дисплея, сенсорных перчаток, джойстиков с силовой обратной связью, генерации запахов и вкуса, создания кинестетических ощущений, симуляторов (авто, вело и др.) и т.п.
Ниже приведены фотографии некоторых устройств, используемых в СПбГУАП в ВМ-приложениях.




Hosted by uCoz